14:00
Металлург Мг - Локомотив
-:-
19:00
АКМ - Нефтяник
-:-

Герои-международники

AllHockey.Ru продолжает серию статей о хоккейных символических клубах: от Зала славы НХЛ переходим к аналогичному проекту ИИХФ.

Начнем с того, что символический клуб Международной хоккейной федерации не имеет и никогда не имел собственного здания. То есть вопрос Васи Кроликова из "Ширли-мырли" – "Где ваши корни?" – для него все еще актуален.


Организация, появившаяся еще до Первой мировой войны, в далеком 1908-м, почти целый век спокойно обходилась без чествований и награждений заслуженных деятелей, и лишь в правление некогда главного хоккейного революционера Рене Фазеля стала задумываться о собственном Зале славы (от конкурирующей НХЛ "международники" отстали всего на 40 лет)

Проблему места расположения памятных табличек и прочих экспонатов ИИХФ решила предельно просто. Фазель, как настоящий представитель страны часов и банков, не собирался тратить на это дорогостоящее дело деньги своей организации и предпочел договориться с простаивавшим практически без дела хоккейным музеем в Кингстоне. А когда представилась возможность – и вовсе перенес экспозицию в Зал славы НХЛ в Торонто. То есть, весь международный хоккей с его бесконечными чемпионатами мира и Олимпиадами символически оказался на задворках Национальной лиги.

Но даже это казалось бы досадным недоразумением, если бы в свой Зал славы ИИХФ отбирала людей по понятным и безоговорочным признакам, которые сама себе установила, то есть, только тех, кто внес значительный вклад в развитие хоккея на международном уровне или в собственных странах.

Однако уже с момента первого "призыва" стало предельно ясно, что этой логики (как, впрочем, и какой-либо другой) руководство Международной федерации придерживаться не будет. Вместе с заслуженными хоккеистами и тренерами прошлого в Зал славы стали раз за разом попадать весьма неоднозначные личности, от просто средненьких игроков до людей, которых с хоккеем связывает разве что один два эпизода из жизни.

В 1997 году ИИХФ включила в только что созданный Зал славы 31 человека, в том числе 13 функционеров и 18 игроков. О том, что в хоккее есть еще и судьи, в организации вспомнили только в 2003-м. Хотя, справедливости ради, некоторые из членов Зала славы в 1997-м, к примеру, Андрей Старовойтов или Вик Линдквист, имели и судейскую практику.

Национальная принадлежность первых "героев ИИХФ" была весьма разнообразна. В Международной федерации очень боялись кого-нибудь обидеть или не вспомнить, и потому раздали всем сестрам по серьгам. Своих членов Зала славы получили представители 12 стран, в том числе совсем не хоккейных. И если с Британией или Францией все более или менее понятно (представлявшие их Ахерн и Магнус были большими людьми в мировом хоккее), то наличие в списке, скажем, австрийца Вассерфогеля вызвало определенные вопросы.

Удивительно было и значительное число выбранных американцев. Причем выбирали не тех, кто ковал знаменитое "Чудо на льду", что было бы логично, а более ранних – из 50-х и 60-х годов. Можно возразить, что в первый год в Зал славы в принципе включали людейв основном из далекого прошлого, но ведь и позженепонятная "американская" тенденция не изменилась.

Скажем, к 1998 году число представителей сборной, выигравшей Олимпиаду в Скво-Вэлли, возросло уже до пять человек – в Зал славы попали хоккеисты Билл Клири, Билл Кристиан, Джон Маясич и Джек Маккартэн, а также наставник Джек Райли. При этом из советской сборной, которая на своих дебютных чемпионате мира и Олимпиаде взяла золото, в клубе ИИХФ к 98-му оказался только Всеволод Бобров. По неясным причинам обделили и канадскую золотую сборную 1952 года.

То есть говорить тут нужноскорее не о пристрастии ИИХФ к североамериканскому хоккее, а о простом непрофессионализме "выборщиков".

Разумеется, всех героев из НХЛ, добывавших Кубки Стэнли и прочие чуждые мировому хоккею трофеи, в ИИХФ благополучно проигнорировали. Чудом, в качестве игрока (!), был включен в этот почетный клуб великий канадский тренер Гарри Синден, победитель Суперсерии-72.

А вот кого чиновники Международной федерации не забыли, так это себя, родимых. Из 13 президентов ИИХФ в первый же год в Зал славы были включены шесть. При этом из числа туда не попавших можно смело вычесть Питера Патона, пробывшего на посту всего несколько часов, и Рене Фазеля, который по этическим соображениям не решился ввести в Зал самого себя (правда, еще не вечер). Таким образом, шесть из 11-ти – больше половины.

Даже удивительно, что в итоге в закрытый клуб были внесены не все президентские имена. Видимо, чтобы хоть как-то унять угрызения совести по этому поводу, руководство ИИХФ включило в Зал славы одного из своих генеральных секретарей – мало кому известного Вальтера Вассерфогеля. Этому австрийцу Международная федерация не посвятила ни статьи, ни информационного сообщения, но зато отметила Залом славы.

Подавляющее большинство фамилий, попавших в почетный список через год, в 1998-м, вряд ли что-то скажет любителям хоккея. И если действительно значимые имена просто стерлись под грузом времени, то многих "героев ИИХФ" толком не знали и их современники.

Все, чем может похвастать американец Маршалл Джонстон – три бронзовых медали чемпионов мира, у его соотечественника Терри О’Мэлли – две бронзы, румын Эдуард Паня и француз Жак Лекаррье и вовсе никогда и близко к медалям не подбирались, так как выступали за малоперспективные сборные Румынии и Франции. Можно, конечно, предположить, что эти парни при невзрачной командной игре выделялись индивидуальными качествами, однако это нельзя подтвердить ни статистикой, ни отзывами экспертов.

Окончательно похоронить имидж Зала славы ИИХФ удалось в 1999 году, когда наряду с действительно великими хоккейными деятелями Бруксом, Майоровым, Мальцевым, Чернышевым, Поспишилом и Холиком, а также национальными героями своих стран вроде Йозефа Пушнига или Йоахима Цише, к "вечной хоккейной славы" были представлены совсем уж неожиданные личности.

Если до этого моментапроект ИИХФ был просто не самой смешной пародией на настоящие спортивные Залы славы, то в 1999-м руководство организации стало решать за его счет свои мелкие повседневные задачи.

Эксперты, кажется, давно махнули рукой на непонятных канадцев и американцев вроде Бэрри Маккензи и Дерека Холмса (в то время как действительно великие представители этих стран из НХЛ по сей день не удостоены вниманием ИИХФ). Появление не известного даже Интернету норвежца Йоханнесена тоже можно оставить за скобками.

Но включение в, казалось бы, элитный реестр деятелей мирового хоккея японского бизнесмена Йосиаки Цуцуми, вообще не имевшего отношения к ледовой игре, выглядит уже почти преступлением. Как минимум – против здравого смысла.

Железнодорожный магнат создавал инфраструктуру для Игр в Нагано, но совсем не из благотворительных целей, а по государственным грантам. И вообще, разве это хоккейная заслуга?

Но желание угодить миллиардеру перевесило другие соображения руководства ИИХФ, если последние вообще имели место. Причем, дальновидным этот шаг тоже не назвать – всего через несколько лет после избрания в Зал славы Цуцуми потерял свое влияние, попался на мошенничестве и был осужден.
Источник фото: IIHF.com

Комментарии Правила

Сейчас обсуждают